Дипломная работа на тему: Изучение параметров внимания у детей старшего дошкольного возраста. 9796+
Москва 7-961-338-18-88 Наша страница Вконтакте

Уважаемый студент! 

2000

Перед Вами работа, ранее уже защищенная студентом на "отлично". Вы можете использовать её в качестве хорошей основы при подготовке Вашего проекта.
Приобрести её можно только у нас, она уникальна, и в открытом доступе в интернете не имеется! Кроме того, готовая работа в несколько раз дешевле, чем новая.
Если данный вариант Вам не подходит, мы всегда готовы помочь в написании новой работы и решить проблему любой сложности, возникшую у Вас в процессе учебы, а также мы можем научить Вас самостоятельно решать задачи, подготавливать рефераты, курсовые, дипломы и т.д..

 

Введение                                                                                                                         

Глава 1. Литературный обзор                                                                                       

1.1.Теоретическое обоснование особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста                                                                                    

1.1.1.   Понятие внимание, виды, свойства                                                   

1.1.2.   Внимание как физиологический процесс                                       

1.1.3.   Развитие внимания в онтогенезе                                                     

1.1.4.   Развитие произвольного и непроизвольного внимания у старших дошкольников                                                                                

1.2.Психологические особенности старших дошкольников                          

1.2.1.   Характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста                                                                       

1.2.2.   Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста                                                                                               

Глава 2. Методика и объекты исследования                                                            

2.1.          Объекты исследования.                                                                         

2.2.           Методика исследования внимания                                                      

Глава 3. Экспериментальные данные и обсуждение                                             

3.1.          Статистическая обработка                                                                      

3.2.           Исследование внимания старших дошкольников в утренние часы                                                                                                         

3.3.          Исследование внимания детей старшего дошкольного возраста в послеобеденные часы                                                                            

3.4.          Общие результаты по проведенному тесту Э. Ландольта и методики «Перепутанные линии Рисса» в утренние часы и послеобеденное время (девочки и мальчики)                                                                  

Заключение                                                                                                                  

Выводы                                                                                                                         

Библиографический список                                                                                        

 

94 стр.

+ презентация

+ реферат к дипломной работе


ВВЕДЕНИЕ

Внимание – это особое свойство человеческой психики.

Внимание – это психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах [9, с. 172].

В детском возрасте внимание носит неустойчивый и непроизвольный характер. Во многом оно связано с интересами ребенка по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями.

Неоценимый вклад в разработку проблемы воспитания внимания внесли отечественные психологи Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн [11, с. 51-52].

Н. Ф. Добрынин писал [12, с. 253-259], что, когда ребенок руководствуется быстро проходящими интересами, когда его внимание в зависимости от чувства удовольствия или неудовольствия сосредоточивается то на том, то на другом предмете, когда это сопровождается тем, что мы называем интересом, и носит характер игры, мы тогда говорим о непроизвольном внимании. Такое неволевое внимание, возникающее без сознательно поставленной цели, преобладает у ребенка дошкольного возраста. Однако к концу дошкольного периода появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью, волевым усилием. Его возникновение обусловливают созреванием лобных отделов коры головного мозга.

 Вопрос о генезисе и развитии произвольного внимания в детском возрасте был исследован отечественными психологами Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым [6, с. 467-505]. Рассматривая природу произвольного внимания, они выявили роль общественно-исторических условий жизни в его происхождении. Каждый человек в процессе своего развития овладевает исторически сложившимися способами организации внимания.

Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина [24] решающее значение для формирования внимания имеют условия жизни и деятельности ребенка. Переход в детском возрасте к более сложным видам игровой деятельности, к занятиям, носящим учебный характер, к выполнению элементарных трудовых заданий, в которых ребенок вынужден считаться с правилами, требованиями взрослых, оказывает существенное влияние на развитие сугубо человеческого вида внимания — произвольного.

Исследования С. Л. Рубинштейна [27, с. 284] на устойчивость внимания дошкольников показали, что ее рост особенно интенсивен от трех до семи лет. Основной особенностью детей старшего дошкольного возраста является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво.

Развитие внимания старших дошкольников связано с тем, что изменяется организация их жизни, они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).

Л. С. Выготский отметил, что «с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своим яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов – указаний, направляющих непроизвольное внимание» [6, с. 467-505].

Целью дипломной работы является изучение параметров внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – внимание дошкольников.

Предмет исследования – параметры внимания детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить объем и концентрацию внимания у детей старшего дошкольного возраста с помощью теста Ландольта в утреннее и после обеденное время.
  2. Изучить концентрацию и устойчивость внимания у детей старшего дошкольного возраста в помощью теста «Перепутанные линии» в утреннее и после обеденное время.
  3. Выявить особенности изменения внимания у мальчиков и девочек в течение дня.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что  дети  старшего дошкольного возраста в утренние часы обладают высоким уровнем внимания.

Методы исследования: теоретические (анализ литературы, обобщение научных идей); эмпирические (беседа, эксперимент, тестирование); методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов исследования).


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Агеносова Н. Л. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста.- Москва: Флинта, 2001. - 191 с.
  2. Бондарев И.П., Вылегжанин О.И. и др. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии.-2000. - №5. - С.127-131, С.127.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах М., 2002 г.
  4. Воронин А. Н. Методики диагностики свойств внимания. // Методы психологической диагностики. / Под ред. В. Н. Дружина, Т. В. Галкиной. - М., 2008. -С. 16-27.
  5. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. - 1008с.
  6. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2001.с.467-505.
  7. Галигузова Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. - №5.- С.14-19.
  8. Гальперин. П. Я. К проблеме внимания // Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001.- С 34.
  9. Дарвиш О.Б. Возрастная психология.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264с.
  10. Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания / Ин-т «Открытое об-во»; Сост. Ю.В. Филиппова. - Ярославль, 2003. - с.22-24
  11. Джемс, У. Внимание: хрестоматия по вниманию / У. Джемс.- М.: ЧеРо, 2009. - С. 51-52
  12. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001.- С. 253 – 259.
  13. Дормашев Ю. Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.,2009.-332 с.
  14. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М., 2002 (Виды внимания: 30-37, 69-80.).
  15. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастной диапазон, особенности диагностики. //Дефектология, 2003, № 3. – С. 148–157.
  16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости». – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.
  17. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - СПб., Речь, 2001. - 184 с.
  18. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
  19. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. 2-е изд., М.:МПСИ, ФЛИНТА, 2004.
  20. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А Как развивать внимание и память вашего ребенка. -М. : Эйдос, 2003.
  21. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь. СПб.: прайм – Еврознак, 2007г. – 633с. 
  22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с. 203-205.
  23. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн. 3: Психология образования.
  24. Немов С.Р. Кн. 1: Общие основы психологии - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  25. Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 – 9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 104 с.
  26. Петухова Т.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста. // Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001.-С. 66-89.
  27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-Пб. Питер, 2002 год. – 720с. 
  28. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.
  29. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития. 2000 г.
  30. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. - М., 2006.
  31. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2007.
  32. Шипицына Л.М. Специальная психология. Учебник для студентов ВУЗов. – СПб., 2010.


ИЛИ