Москва 7-961-338-18-88 Наша страница Вконтакте

Уважаемый студент! 

Данная работа выполнена нашим автором и защищена студентом на "отлично" в 2014 году. Сейчас Вы можете получить ее, отправив нам заявку и оплатив стоимость заказа!  

Вы можете связаться с нами любым удобным для Вас способом: написать на почту (yastudenD@mail.ru), ВК, либо отправить запрос через  форму обратной связипозвонить и т.д.. Все наши контакты указаны на сайте. 

Если же Вы тут не нашли подходящий для Вас вариант, закажите у нас любую аналогичную работу, оформив заказ.

Мы будем рады Вам помочь!

 

Тематический план занятий учебной практики по фармакогнозии:

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Кол-во час

1

Задачи, содержание и методы учебной практики. Приемы коллекционирования. Методика описания и определения растений.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила сбора и сушки растений. Основные приемы и правила гербаризации. Морфологический и систематический гербарий.

6

2

Растительное сообщество сосновый лес.

Экскурсия в сосновый лес. Описание «живых» лекарственных растений и примесей к ним. Закладка учетных площадок. Сбор растений и их обработка.

 

6

3

Растительное сообщество лиственный смешанный лес.

Экскурсия в лиственный смешанный лес. Описание «живых» лекарственных растений и примесей к ним. Закладка учетных площадок. Сбор растений и их обработка.

6

4

Камеральная обработка собранных материалов.

Работа с собранным материалом. Сушка растений, монтировка гербария.

6

5

Растительное сообщество — луг.

Экскурсия на луг. Описание «живых» лекарственных растений и примесей к ним. Закладка учетных площадок. Сбор растений и их обработка.

6

6

Биоморфологический анализ растений болот, водоемов, прибрежий (экскурсия, сбор растений для гербария, камеральная обработка).

Экскурсия в пойму реки Миасс. Экскурсия на болото. Сбор растений для гербария, сбор сырья. Работа с собранным материалом. Сушка растений, монтировка гербария.

6

7

Оформление морфологических коллекций.

Камеральная обработка собранных материалов.

6

8 .

Основные приемы возделывания различных лекарственных растений.

Освоение основных приемов возделывания лекарственных растений:

подготовка почвы, посев (посадка), подкормка, окучивание, вершкование, прополка, уборка.

18

9

Хранение лекарственного растительного сырья в условиях аптеки.

Правила хранения лекарственного растительного сырья в условиях аптеки с учетом требований нормативных документов. Способы борьбы с амбарными вредителями

6

10

Хранение лекарственного растительного сырья в условиях склада.

Правила хранения лекарственного растительного сырья в условиях склада с учетом требований нормативных документов. Способы борьбы с амбарными вредителями. Упаковка, маркировка и способы транспортирования хранящегося лекарственного растительного сырья.

6

11

Хранение лекарственного растительного сырья в условиях завода по переработке лекарственного растительного сырья.

Правила хранения лекарственного растительного сырья в условиях завода с учетом требований нормативных документов. Способы борьбы с амбарными вредителями. Упаковка, маркировка и способы транспортирования хранящегося лекарственного растительного сырья.

6

12

Порядок проведения анализа лекарственного растительного сырья в условиях аналитической лаборатории.

Требования к помещению для анализа лекарственного растительного сырья. Оборудование рабочего места провизора-аналитика. Должностная инструкция провизора, занимающегося анализом. Основные нормативные документы, регламентирующие проведение анализа лекарственного растительного сырья.

24

13

Теоретический зачет

Зачет. Оформление и сдача материалов учебной практики: дневника, гербария, лекарственного растительного сырья.

6

Итого:

 

108

 

Перечень тем УИРС

  1. Самостоятельная учебно-исследовательская работа по изучению семейств: лютиковые, розоцветные, бобовые, маковые, пасленовые, норичниковые, яснотковые, астровые, лилейные.
  • Морфологическое описание и определение ценных лекарственных видов.
  • Составление характеристики семейства.
  • Значение представителей этих семейств в фармации.
  • Сдача гербария.
  1. Лекарственные растения места проведения учебной практики.
  • Морфологическое описание и определение ценных лекарственных видов.
  • Сдача гербария.
  1. Комнатные лекарственные растения.
  • Описание биолого-морфологических особенностей.
  • Сдача документальных материалов (фотография, коллекция, гербарий и др.)
  1. Составление списков лекарственных растений, имеющихся в районе проведения учебной практики, с описанием их биолого-морфологических особенностей, содержащих:
  • витамины;
  • полисахариды;
  • терпеноиды;
  • гликозиды;
  • флавоноиды;
  • дубильные вещества;
  • антраценпроизводные;
  • простые фенолы и их гликозиды, лигнаны;
  • кумарины и хромоны.

Отчет снабжается документальными материалами (фотографии).

  1. Охрана лекарственных растений. Роль студентов в вопросах охраны природы.
  2. Хранение лекарственного растительного сырья в условиях: аптеки; фармацевтического производства; оптового склада.
  3. Организация заготовок лекарственного растительного сырья. Сырьевая база лекарственных растений. Основные заготовительные организации.
  4. Заготовка лекарственных растений с учетом их рационального использования и воспроизводства.

Тема 1. Задачи, содержание и методы учебной практики. Приемы коллекционирования. Методика описания и определения растений.

Цель занятия:

  1. Познакомиться с программой, календарным планом, базой практики. Распределить рабочее время на каждый день учебной практики (оформить в виде таблицы 1).
  2. Изучить правила ведения документации учебной практики.
  3. Познакомиться с тематикой УИРС, выбрать индивидуальную тему и получить индивидуальное задание.
  4. Ознакомиться с экскурсионным снаряжением и оборудованием для проведения камеральной обработки, ресурсоведческих исследований.
  5. Познакомиться с методикой определения и описания растений.
  6. Уяснить правила и порядок сбора растительного материала.
  7. Познакомиться с методикой гербаризации растительного материала.
  8. Познакомиться с материалами к зачету.
  9. Собрать материал для морфологической коллекции.

Таблица 1 - Распределение рабочего времени на каждый день учебной практики.

№ п/п

Содержание работы

Количество дней

Место работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание для практической работы: сбор материала для морфологической коллекции.

Каждый студент получает задание, согласно которому необходимо выполнить следующий объем работы:

  1. Усвоить методику сбора, подготовки, сушки и гербаризации растений различных жизненных форм.
  2. Получив тему для морфологического гербария (тему определяет преподаватель), начать оформление гербарных листов. Каждый студент к концу практики сдает 10 листов морфологического гербария.

Тема 2. Определение лекарственных растений в различных растительных сообществах и местах обитания. Морфологическое описание важнейших лекарственных растений и возможных примесей к ним на примере «живых» лекарственных растений. Гербаризация лекарственных растений, заготовка, первичная переработка, сушка и приведение лекарственного растительного сырья в стандартное состояние.

2. 1. Растительное сообщество сосновый лес.

Цель занятия:

  1. Приобрести навыки морфологического описания «живых» лекарственных растений и возможных примесей к ним.
  2. Используя знания по методике изучения и описания лесного растительного сообщества, полученные в курсе ботаники, выполнить самостоятельную практическую работу:
  • Выявить типичные для данного сообщества виды лекарственных растений и возможных примесей к ним, приспособленность растений к обитанию в лесу.
  • Составить аннотированный список лекарственных растений леса.
  • Выполнить морфологическое описание 5 лекарственных растений леса, имеющих различные жизненные формы.
  • Продолжить оформление гербарных листов для морфологической коллекции с вегетативными органами растений.
  • Освоить приемы сбора и сушки лекарственного растительного сырья различных морфологических групп.
  • Обработать собранный за предыдущий день растительный материал.
  • Выявить типичные для данного сообщества виды лекарственных растений и возможных примесей к ним, приспособленность растений к обитанию в лесу.
  • Составить аннотированный список лекарственных растений леса.
  • Выполнить морфологическое описание 5 лекарственных растений леса, имеющих различные жизненные формы.
  • Продолжить оформление гербарных листов для морфологической коллекции с вегетативными органами растений.
  • Основываясь на теоретических знаниях, полученных в лекционно-практическом курсе, и получив от преподавателя индивидуальное задание и консультацию, начать сбор лекарственного растительного сырья. Провести первичную переработку и заложить сырье на сушку.
  • Обработать собранный за предыдущий день растительный материал.
  • Результаты работы занести в дневник.
  1. Оформить дневник. Задание для самостоятельной практической работы:

Результаты работы:

 

 

 

2.2. Растительное сообщество лиственный смешанный лес.

Цель занятия:

  1. Приобрести навыки морфологического описания «живых» лекарственных растений и возможных примесей к ним.
  2. Используя знания по методике изучения и описания смешанного лесного растительного сообщества, полученные в курсе ботаники, выполнить самостоятельную практическую работу:
  • Выявить типичные для данного сообщества виды лекарственных растений и возможных примесей к ним, приспособленность растений к обитанию в лесу.
  • Составить аннотированный список лекарственных растений леса.
  • Выполнить морфологическое описание 5 лекарственных растений леса, имеющих различные жизненные формы.
  • Продолжить оформление гербарных листов для морфологической коллекции с вегетативными органами растений.
  • Освоить приемы сбора и сушки лекарственного растительного сырья различных морфологических групп.
  • Обработать собранный за предыдущий день растительный материал.
  • Выявить типичные для данного сообщества виды лекарственных растений и возможных примесей к ним, приспособленность растений к обитанию в лесу.
  • Составить аннотированный список лекарственных растений леса.
  • Выполнить морфологическое описание 5 лекарственных растений леса, имеющих различные жизненные формы.
  • Продолжить оформление гербарных листов для морфологической коллекции с вегетативными органами растений.
  • Основываясь на теоретических знаниях, полученных в лекционно-практическом курсе, и получив от преподавателя индивидуальное задание и консультацию, начать сбор лекарственного растительного сырья. Провести первичную переработку и заложить сырье на сушку.
  • Обработать собранный за предыдущий день растительный материал.
  • Результаты работы занести в дневник.
  1. Оформить дневник. Задание для самостоятельной практической работы:

Результаты работы:

 

 

 

2.3. Камеральная обработка собранных материалов.

Цель занятия:

  1. Обработать собранный на предыдущих занятиях растительный материал.
  2. Освоить основные приемы и правила гербаризации.
  3. Освоить основные способы сушки и первичной переработки лекарственного растительного сырья.
  4. Закрепить навыки морфологического описания растений.
  5. Провести промежуточный контроль.
  6. Задание для самостоятельной практической работы.
  • Обработать собранный на предыдущих занятиях растительный материал.
  • Проверить и отредактировать в дневниках морфологическое описание лекарственных растений.
  • Сдать дневник преподавателю на проверку.

Результаты работы:

 

 

 

 

 

2.4. Растительное сообщество — луг.

Цель занятия:

  1. Приобрести навыки морфологического описания «живых» лекарственных растений и возможных примесей к ним.
  2. Используя знания по методике изучения и описания лугового растительного сообщества, полученные в курсе ботаники, выполнить самостоятельную практическую работу:
  • Выявить типичные для данного сообщества виды лекарственных растений и возможных примесей к ним, приспособленность растений к обитанию на лугу.
  • Составить аннотированный список лекарственных растений луга.
  • Выполнить морфологическое описание 5 лекарственных растений луга, имеющих различные жизненные формы.
  • Продолжить оформление гербарных листов для морфологической коллекции с вегетативными органами растений.
  • Освоить приемы сбора и сушки лекарственного растительного сырья различных морфологических групп.
  • Обработать собранный за предыдущий день растительный материал.
  • Выявить типичные для данного сообщества виды лекарственных растений и возможных примесей к ним, приспособленность растений к обитанию на лугу.
  • Составить аннотированный список лекарственных растений луга.
  • Выполнить морфологическое описание 5 лекарственных растений луга, имеющих различные жизненные формы.
  • Продолжить оформление гербарных листов для морфологической коллекции с вегетативными органами растений.
  • Основываясь на теоретических знаниях, полученных в лекционно-практическом курсе, и получив от преподавателя индивидуальное задание и консультацию, начать сбор лекарственного растительного сырья. Провести первичную переработку и заложить сырье на сушку.
  • Обработать собранный за предыдущий день растительный материал.
  • Результаты работы занести в дневник.
  1. Оформить дневник. Задание для самостоятельной практической работы:

Результаты работы:

 

 

 

 

2.5. Биоморфологический анализ растений болот, водоемов, прибрежий (экскурсия сбор растений для гербария, камеральная обработка).

Цель занятия:

  1. Приобрести навыки морфологического описания «живых» лекарственных растений и возможных примесей к ним.
  2. Используя знания по методике изучения и описания болот и прибрежно-водной растительности, полученные в курсе ботаники, выполнить самостоятельную практическую работу:
  • Выявить типичные для данного сообщества виды лекарственных растений и возможных примесей к ним, приспособленность растений к обитанию на болоте.
  • Составить аннотированный список лекарственных растений болота.
  • Выполнить морфологическое описание 5 лекарственных растений болота, имеющих различные жизненные формы.
  • Продолжить оформление гербарных листов для морфологической коллекции с вегетативными органами растений.
  • Освоить приемы сбора и сушки лекарственного растительного сырья различных морфологических групп.
  • Обработать собранный за предыдущий день растительный материал.
  • Выявить типичные для данного сообщества виды лекарственных растений и возможных примесей к ним, приспособленность растений к обитанию на лугу.
  • Составить аннотированный список лекарственных растений луга.
  • Выполнить морфологическое описание 5 лекарственных растений болота, имеющих различные жизненные формы.
  • Продолжить оформление гербарных листов для морфологической коллекции с вегетативными органами растений.
  • Основываясь на теоретических знаниях, полученных в лекционно-практическом курсе, и получив от преподавателя индивидуальное задание и консультацию, начать сбор лекарственного растительного сырья. Провести первичную переработку и заложить сырье на сушку.
  • Обработать собранный за предыдущий день растительный материал.
  • Результаты работы занести в дневник.
  1. Оформить дневник. Задание для самостоятельной практической работы:

Результаты работы:

 

 

 

2.6. Оформление морфологических коллекций. Камеральная обработка собранных материалов.

Цель занятия:

  1. Обработать собранный на предыдущих занятиях растительный материал.
  2. Продолжить совершенствование навыков по основным приемам и правилам гербаризации.
  3. Продолжить совершенствование навыков по способам сушки и первичной переработки лекарственного растительного сырья.
  4. Продолжить совершенствование навыков морфологического описания растений.
  5. Провести промежуточный контроль.
  6. Задание для самостоятельной практической работы.
  • Обработать собранный на предыдущих занятиях растительный материал.
  • Проверить и отредактировать в дневниках морфологическое описание лекарственных растений.
  • Сдать дневник преподавателю на проверку.

Результаты работы:

 

 

 

Тема 3. Основные приемы возделывания различных лекарственных растений.

Цель занятия:

  1. Освоить основные приемы возделывания лекарственных растений:
  • подготовка почвы;
  • посев (посадка);
  • подкормка, окучивание, вершкование, прополка, полян;
  • уборка.

Задание для самостоятельной практической работы.

Каждая бригада студентов получает задание, согласно которому необходимо выполнить определенный объем работы (вид работ указывается преподавателем и зависит от времени и места прохождения практики). Вид работ и особенности возделывания конкретного вида лекарственного растения отражается в дневнике.

Результаты работы:

 

 

 

Тема 4. Хранение лекарственного растительного сырья.

4.1. Хранение лекарственного растительного сырья в условиях аптеки.

Цель занятия:

  1. Уяснить правила хранения лекарственного растительного сырья в условиях аптеки.
  2. Повторить требования нормативных документов, регламентирующих хранение лекарственного растительного сырья.
  3. Познакомиться со способами борьбы с амбарными вредителями в условиях аптеки.
  4. Результаты работы занести в дневник.

Результаты работы:

 

 

 

4.2. Хранение лекарственного растительного сырья в условиях склада.

Цель занятия:

  1. Уяснить правила хранения лекарственного растительного сырья на складах.
  2. Изучить помещения хранения и оборудование складских помещений.
  3. Повторить требования нормативных документов, регламентирующих хранение сырья.
  4. Познакомиться со способами борьбы с амбарными вредителями на складах.
  5. Обратить внимание на упаковку и маркировку, хранящегося лекарственного растительного сырья.
  6. Уяснить способы транспортирования лекарственного сырья.
  7. Результаты работы занести в дневник.

Результаты работы:

 

 

 

4.3. Хранение лекарственного растительного сырья в условиях завода по переработке лекарственного растительного сырья.

Цель занятия:

  1. Уяснить правила хранения лекарственного растительного сырья на заводах по переработке лекарственного растительного сырья.
  2. Изучить помещения хранения и оборудование складских помещений заводов.
  3. Повторить требования нормативных документов, регламентирующих хранение сырья.
  4. Познакомиться со способами борьбы с амбарными вредителями.
  5. Обратить внимание на упаковку и маркировку хранящегося лекарственного растительного сырья.
  6. Уяснить способы транспортирования лекарственного растительного сырья.
  7. Результаты работы занести в дневник.

Результаты работы:

 

 

 

 

4.4. Порядок проведения анализа лекарственного растительного сырья в условиях аналитической лаборатории.

Цель занятия:

  1. Познакомиться с требованиями к помещению для анализа лекарственного растительного сырья.
  2. Познакомиться с работой специалистов, занимающихся анализом.
  3. Обратить внимание на оборудование рабочего места провизора-аналитика.
  4. Изучить должностную инструкцию провизора, занимающегося анализом.
  5. Повторить основные нормативные документы, регламентирующие проведение анализа лекарственного растительного сырья.
  6. Закрепить на практике теоретические знания по анализу сырья, полученные в курсе фармакогнозии.
  7. Результаты исследований занести в дневник.

Результаты работы:

 

 

 

Тема 5. Зачет.

Цель занятия:

  1. Оформление и сдача материалов учебной практики: дневника, гербария, лекарственного растительного сырья.
  2. Оформление индивидуальных заданий и предоставление отчета.
  3. Обсуждение выполнения тем УИРС.
  4. Подведение итогов проделанной работы.

Требования к зачету по учебной практике.

  1. Знать Род, вид и семейство лекарственных растений и примесей к ним, произрастающих в месте проведения практики (на русском и латинском языках).
  2. Уметь определять лекарственные растения в различных растительных сообществах и местообитаниях (лес, поле, луг, болото и т.д.).
  3. Проводить морфологическое описание важнейших лекарственных растений и возможных примесей к ним на примере “живых” растений.
  4. Распознавать изучаемые виды на гербарных образцах и в сырье.
  5. Владеть основными приемами сбора ЛРС различи морфологических групп (листья, травы, кора плоды, семена, подземные органы).
  6. Владеть приемами сушки лекарственного растительного сырья.
  7. Уметь приводить сырье в стандартное состояние.
  8. Владеть приемами монтировки гербария.
  9. Уметь определять ресурсы дикорастущих лекарственных растений на примере травянистых, древесных и кустарниковых растений с использованием различных методов.
  10. Владеть основными приемами возделывания различных лекарственных растений (подкормка, окучивание, вершкования, прополка, уборка и др.).
  11. Знать правила хранения лекарственного растительного сырья в условиях аптеки, склада, завода по переработке лекарственного растительного сырья.
  12. Уметь определять амбарных вредителей в лекарственном растительном сырье и способы борьбы с ними.
  13. Знать упаковку, маркировку и транспортирование лекарственного растительного сырья.
  14. Знать порядок проведения анализа лекарственного растительного сырья в условиях аналитической лаборатории.
  15. Сдать собранный растительный материал и смонтированный гербарий.


ИЛИ